+7 (910) 008-31-02

Мастерская работает с 12:00 до 20:00 по рабочим дням. Суббота по договоренности с 12:00 до 16:00. Воскресение - выходной. Телефон для справок: +7 (910) 008-31-02.  Наш адрес: Долгоруковская д. 25 Храм Святителя Николая Чудотворца в Новой Слободе
Новости мастерской

06.08.2014

В московском музее «Садовое Кольцо» с 19 июня по 30 августа проходит выставка уникальной коллекции хромолитографических икон, созданных за 20 лет на рубеже XIX-XX веков на предприятиях француза Августа Жако и немца Виллибальда Бонакера.

Традиционная русская потребность в большом количестве икон, нашла отражение к концу XIX в. в печатной индустрии. С 1870 г. на русском иконном рынке стали появляться яркие хромолитографированные бумажные иконы, наклеенные на доски. В Германии в 1794 г. был изобретен новый способ размножения черно-белых изображений, названный - литография, позволявший выполнить­ несколько тысяч экземпляров одинаковых изображений. В начале XIX в. с быстрым техническим прогрессом появляется новый способ печати - хромолитография. Это усовершенствованный способ литографии, позволивший получить цветное изображение.

Эта продукция выпускалась в это время на крупных типографских фабриках Е. Фесенко и И. Тиля в Одессе. Успех печатной продукции и дальнейшая коммерциализация производства, привели к появлению в 1890 - 1894 гг. специальных фабрик, на которых стали выпускать иконы на жести. В самом конце 19-го столетия фабрика Жако и Бонакера в Москве (их часто называют иконы Жако Москва, иконы Бонакер) фактически владеет монополией на выпуск иконы на жести. Жако и Бонакер приглашают работать над образцами своих «железных икон» лучших мастеров Мстеры, Палеха, и правда, точность, выразительность, необыкновенная нарядность жестяных икон фабрики Жако и Бонакера поражают зрителя, кажется, что только так и должны были выглядеть святые! К 1901 г. жестяными дешевыми иконами был наполнен иконный рынок России.

Самое удивительное, что в этой коммерческой схватке на религиозном рынке начинали проигрывать иконы писанные красками, а потому сторонники традиционной иконописи шли на всевозможные ухищрения, позволяющие им производить иконы быстрее, больше, дешевле. Знаменитые «подфолежницы», «фольгушки», «расхожие иконы», «подокладницы», «иконы краснушки», то есть скорописные иконы – это продукты эпохи битв за рынок, но скорость и поточный метод ухудшают качество рукописных икон.

Купить иконы на металле можно было и в столицах России и в других городах. В технологии производства жестяной иконы проявились все новшества, все технические новинки, известные на тот период. Это и производство тонкого жестяного листа, и его покрытие другим сплавом – гальванопластика, и точная штамповка – то есть придание объема железной иконе, жестяному листу. Метод нанесения изображения особыми красками – хромолитография, мелкорельефное очень сложное по своему рисунку, тиснение, которое сегодня удивляет современного зрителя, выглядит, как голография, и только можно себе представить, как такие удивительные произведения искусства повергали в радостный шок и восхищение людей XIX века, привыкших видеть икону совсем не такой нарядной и праздничной, тем более, что вступив в конкурентную борьбу с жестяной иконой, старинная скорописная икона скорее шла в обратном направлении, регрессировала, становилась «не модной»!..

В производстве старинных жестяных икон того же Жако и Бонакера есть еще один очень важный элемент, который обычно опускается при разговоре о печатной иконе!

Старинные живописные иконы практически всегда «пляшут» в форме доски, в ее линейных размерах. Тут нет и не было стандартов, и даже если мы говорим «икона аналой», это вовсе не означает, что другая старинная икона аналойного размера поместится в тот же киот, что и первая!

Старинные деревянные рукописные иконы могут иметь форму трапеции, ромба, причем отличие в линейных размерах двух противоположных сторон порой отличаются на несколько сантиметров! И уж конечно Вы никогда не подберете ризу к имеющейся иконе – все слишком индивидуально, все абсолютно разнится, не подходит, не подлежит приведению к общему размерному знаменателю.

Другое дело – старинные жестяные иконы, производство которых было поставлено на поток и для завоевания покупателя тут надо было прилагать совершенно иные усилия, использовать жесткие стандарты, соблюдать заданные параметры…

На старинной жестяной иконе Жако Москва Вы увидите, сколь точно выдержаны ее размеры, как идеально прецизионно выполнена деревянная доска, на которой закреплена жестяная икона, как филигранно произведена штамповка, тиснение, как четок и многоцветен рисунок!

Все это говорит о том, что жестяные иконы буквально заставили производителя самым тщательным образом подойти к производству каждой составляющей детали иконы, к каждому технологическому процессу, а в результате такого подхода и ныне мы удивляемся иконам Жако и Бонакера, доказывающих, что Россия обладала знаниями, опытом и умением делать великолепные поточные изделия, коими в данном случае являлись старинные печатные иконы на жести!

Хромолитографические иконы вступили в конкурентную борьбу с живописной иконой. В конкурентном противостоянии проходят годы, временами начинает казаться, что дешевая бумажная икона и икона на металле победили живописную икону, однако это было не так!

Общество, вначале бросившееся скупать красивые и нарядные печатные иконы, в конце того же XIX века начинает выражать обеспокоенность о судьбе исконного рукописного производства святых образов, в 1901 году сам император Николай II издает особый указ, дающий возможность создать «Комитет попечительства о русской иконе» под руководством графа С.Д. Шереметьева!

И когда в начале следующего, ХХ века производство печатных икон, по сути, вышло из под какого-либо контроля, указ Священного Синода и вовсе запретил печатать иконы при монастырях и храмах, также запрещалось и производство икон на жести, усилилась общая цензура, имевшая задачей сохранить традиции русской иконописи и оградить производство икон от всякого западного влияния.

Но никакие указы и решения не подействовали на того же Жако и Бонакера: жестяная икона продолжала выпускаться до самой революции, положившей конец традициям производства не только иконы живописной, но и иконы на бумаге и иконы на жести…

Лишь в 1949 году будет воспроизведено новое поколение печатных икон, получаемых в типографии Новодевичьего монастыря методом шелкографии, но это как говорится, уже совсем другая история.

Музей расположен в старом московском особняке на территории одного из древнейших районов Москвы – Мещанский. Особняк внесен в реестр памятников архитектуры и является типичным примером жилых построек московского классицизма XVIII века. Особняк, в котором расположен музей, был построен в конце 18 века и пережил пожар 1812 года, так же как и расположенный позади его Странноприимный дом графа Шереметева.

Милый радушный музей, посвященный конкретному району Москвы с очень богатой историей. Подкупает уют небольшого здания, хранящего дух времени.

Экспонаты выставки любезно предоставили коллекционеры Ростислав Новиков и Любовь Елизаветина.

«Прежде всего необходимо понимать, что такое икона на железной пластине в то время, и какой смысл в ее изготовлении. Такая икона была в несколько раз, иногда в десятки раз, дешевле писанной и производилась значительно в большем объеме, что позволяло некому крестьянину из глубинки иметь у себя приемлемые и красивые образа. Фактически, появление таких икон можно сравнить с появлением репродукций картин известных художников, пользовались они той же популярностью…» — рассказал нам сотрудник музея. Ярким, красивым, сексуальным человеком онлайн на большом экране в прямом эфире вирт чат - это особый мир тайных фантазий, смелых желаний и особой близости на расстоянии. Это удовольствие без обязательств. На сайте знакомятся люди, которые ищут наслаждений и готовы подарить их другому дистанционно.

Эта коллекция представляет собой не просто достойное собрание объектов культурного наследия, но также рассказывает об успешном опыте инвестирования иностранных предпринимателей в российскую национальную культуру. Зарубежные инвесторы сделали общедоступными лучшие образцы русской иконописи, дали стимул для развития и сохранения старинных иконописных центров, обратили внимание мирового сообщества к рукописной иконе как к величайшему произведению искусства достойному музейного хранения.

Сотрудники иконописной мастерской «Мерная икона» осмотрели также представленные в музее «Садовое Кольцо» другие экспозиции, в том числе и интересные экспонаты характеризующие интерьер московского купеческого дома конца XIX века.

1.jpg2.jpg3.jpg5.jpg6.jpg8.jpg9.jpg13.jpg18.jpg
10.jpg11.jpg17.jpg
IMG_3244-1.jpgIMG_3245-1.jpgIMG_3246-1.jpg

Возврат к списку

Мы в социальных
сетях


Заказать икону

Реставрация икон

О мастерской

Галерея наших работ

Об иконе

Икона в подарок

Фото и видео материалы

Акции и подарки
Заказать звонок
Ваше имя
Ваш телефон*
Примечание
Подтверждаю свое согласие
на обработку персональных данных*
Защита от автоматического заполнения
 
Введите символы с картинки*
 

* - обязательные поля