26.09.2017
Сотрудники Иконописной мастерской "Мерная икона" посетили Музей Русской Иконы.
Мы пришли в музей, чтобы прослушать лекцию на тему: «Образы небес и мандорлы в византийском искусстве: почему ткани?» В роли лектора выступила Ю. Матвеева, кандидат искусствоведения, специалист по церковным тканям.
На лекции мы узнали о том, что купольные изображения в виде окружности называются - мандорлы, изображаются как именно тканевый покров в виде шатра или зонта.
Мандорла - этимологически означает миндаль, но сфера может иметь и форму круга. Мандорла - эта сфера сияния и славы Божества.
Известно, что купол в храме символизирует Небо, небесную сферу. Так вот небо понимается, как шатёр и покров, что обосновано текстами античной традиции и Библии (Исаия, Псалтирь).
Ткань, образующая зонт, собственно, круг - обрамляется, как правило, каймой, украшенной драгоценными камнями, которые символизируют божественное сияние, окаймляется бахромой или особыми "шишечками", как бы уплотняющими и утяжеляющими край "покрова". Это однозначно указывает на тканевый характер круга.
Когда такой своеобразный зонт заканчивается, то нам открывается сама небесная сфера - украшенная звёздами или же облаками.
Интересен также символ морской раковины, который встречается еще со времен Античности на фресках греческих богов, а также проявляется и в христианских фресках, мозаиках и иконах.
Раковина символизирует божественное происхождение изображаемого в ней или над ней. Жемчужина же издревле особо почитается и превозносится в религиозном искусстве и понимается, как воплощение божественных энергий. Жемчужина - как нерукотворное совершенство, красота и средоточие нетварного света. Пресвятая Богородица сравнивается с Раковиной, которая не будучи Светом, восприняла в Себя Свет и затем дала Его - Христа, Бога Воплощенного - миру.
Сами раковины в храмовом пространстве могут изображаться в виде тканевой конструкции, которые имеют не плотную структуру, как в реальности, а мягкую, струящуюся. И складки, изгибы ткани причудливо принимают очертания раковины. Раковина также есть как бы покров - образ Неба, она - шатер - место сугубого пребывания Божества.
В центре мандорлы также присутствует Христос - в виде Креста, в виде Агнца и в виде самого образа Господа во плоти.Особая компоновка и пропорции фигуры Христа на фоне небесной сферы, усыпанной звездами, указывает на то, что главный источник истинного света - есть Сам Господь, сияющий ярче всех звезд, всех светил.
Аура - от авра - воздух, утренний туман (греч). Мандорла - это и есть аура. То есть воздух, который виден. Мандорла - это воздух, либо туман, либо облако, применяемые в образе, чтобы показать славу Божию.
Любопытно на лекции было рассказано также о символах облака и тени, которые представлены также, как символ присутствия Божьего и особого покровительства. Зонт, который даёт тень сравнивается с облаком. Раковина - зонт - облако встречается и в Античности, и в Византии, и у Микеланджело в "Сотворении Адама".
Понимание символики церковного искусства помогает нам глубже, ярче и сознательнее познавать божественное откровение, явленное во Христе, во всем христианском учении и в Церкви. Хотя художественный образ, безусловно, воздействует на душу человека и без специальных знаний и подготовки. Однако, знание некоторых "секретов" и кодов в искусстве, в том числе и в церковном искусстве, и даже особенно в церковном, явно раскрывает перед нами многие основополагающие смыслы, которые не всегда усваиваются только при помощи текста.
С большой благодарностью, по окончании лекции, мы отставили стены Музея Русской Иконы, полюбовались видом Пантелеимонова монастыря (Афонское подворье), находящегося прямо напротив здания музея и продолжили наш скромный путь на ниве церковного искусства с полным осознанием того, что церковное изобразительное искусство, а особенно икона, есть воистину великий и таинственный мир, вобравший в себя все спасительное и прекрасное, что только есть во Вселенной. БДСМ, игры со страпоном и другими игрушками возможны не только в апартаментах проститутки. Современные секс знакомства сводят людей в Челябинске, чьи мысли и желания совпадают, они не раскрывают своей личной жизни, но и не берут деньги за яркий, жгучий секс с малознакомыми людьми.
Мы пришли в музей, чтобы прослушать лекцию на тему: «Образы небес и мандорлы в византийском искусстве: почему ткани?» В роли лектора выступила Ю. Матвеева, кандидат искусствоведения, специалист по церковным тканям.
На лекции мы узнали о том, что купольные изображения в виде окружности называются - мандорлы, изображаются как именно тканевый покров в виде шатра или зонта.
Мандорла - этимологически означает миндаль, но сфера может иметь и форму круга. Мандорла - эта сфера сияния и славы Божества.
Известно, что купол в храме символизирует Небо, небесную сферу. Так вот небо понимается, как шатёр и покров, что обосновано текстами античной традиции и Библии (Исаия, Псалтирь).
Ткань, образующая зонт, собственно, круг - обрамляется, как правило, каймой, украшенной драгоценными камнями, которые символизируют божественное сияние, окаймляется бахромой или особыми "шишечками", как бы уплотняющими и утяжеляющими край "покрова". Это однозначно указывает на тканевый характер круга.
Когда такой своеобразный зонт заканчивается, то нам открывается сама небесная сфера - украшенная звёздами или же облаками.
Интересен также символ морской раковины, который встречается еще со времен Античности на фресках греческих богов, а также проявляется и в христианских фресках, мозаиках и иконах.
Раковина символизирует божественное происхождение изображаемого в ней или над ней. Жемчужина же издревле особо почитается и превозносится в религиозном искусстве и понимается, как воплощение божественных энергий. Жемчужина - как нерукотворное совершенство, красота и средоточие нетварного света. Пресвятая Богородица сравнивается с Раковиной, которая не будучи Светом, восприняла в Себя Свет и затем дала Его - Христа, Бога Воплощенного - миру.
Сами раковины в храмовом пространстве могут изображаться в виде тканевой конструкции, которые имеют не плотную структуру, как в реальности, а мягкую, струящуюся. И складки, изгибы ткани причудливо принимают очертания раковины. Раковина также есть как бы покров - образ Неба, она - шатер - место сугубого пребывания Божества.
В центре мандорлы также присутствует Христос - в виде Креста, в виде Агнца и в виде самого образа Господа во плоти.Особая компоновка и пропорции фигуры Христа на фоне небесной сферы, усыпанной звездами, указывает на то, что главный источник истинного света - есть Сам Господь, сияющий ярче всех звезд, всех светил.
Аура - от авра - воздух, утренний туман (греч). Мандорла - это и есть аура. То есть воздух, который виден. Мандорла - это воздух, либо туман, либо облако, применяемые в образе, чтобы показать славу Божию.
Любопытно на лекции было рассказано также о символах облака и тени, которые представлены также, как символ присутствия Божьего и особого покровительства. Зонт, который даёт тень сравнивается с облаком. Раковина - зонт - облако встречается и в Античности, и в Византии, и у Микеланджело в "Сотворении Адама".
Понимание символики церковного искусства помогает нам глубже, ярче и сознательнее познавать божественное откровение, явленное во Христе, во всем христианском учении и в Церкви. Хотя художественный образ, безусловно, воздействует на душу человека и без специальных знаний и подготовки. Однако, знание некоторых "секретов" и кодов в искусстве, в том числе и в церковном искусстве, и даже особенно в церковном, явно раскрывает перед нами многие основополагающие смыслы, которые не всегда усваиваются только при помощи текста.
С большой благодарностью, по окончании лекции, мы отставили стены Музея Русской Иконы, полюбовались видом Пантелеимонова монастыря (Афонское подворье), находящегося прямо напротив здания музея и продолжили наш скромный путь на ниве церковного искусства с полным осознанием того, что церковное изобразительное искусство, а особенно икона, есть воистину великий и таинственный мир, вобравший в себя все спасительное и прекрасное, что только есть во Вселенной. БДСМ, игры со страпоном и другими игрушками возможны не только в апартаментах проститутки. Современные секс знакомства сводят людей в Челябинске, чьи мысли и желания совпадают, они не раскрывают своей личной жизни, но и не берут деньги за яркий, жгучий секс с малознакомыми людьми.
.
Мы в социальных
сетях