+7 (910) 008-31-02

Мастерская работает с 12:00 до 20:00 по рабочим дням. Суббота по договоренности с 12:00 до 16:00. Воскресение - выходной. Телефон для справок: +7 (910) 008-31-02.  Наш адрес: Долгоруковская д. 25 Храм Святителя Николая Чудотворца в Новой Слободе
Новости мастерской

05.10.2017 Сотрудники мастерской "Мерная икона" посетили вторую лекцию из цикла «Искусство Византии»: «Небо на земле. София Константинопольская и поиски идеального храма в ранневизантийский период» в Музее Русской Иконы.

hagia_40770108.original.large-4-3-800-304-0-2972-2001.jpg_gallerylarge.jpg  Cl9ViOxWgAAbbwk.jpg  


 Лекцию представил А.С. Петров - кандидат искусствоведения, эксперт по культурным ценностям.

PetrovArseny2017.jpg


 Главным предметом обсуждения стал, непосредственно, храм Святой Софии Константинопольской (г.Стамбул), а также раннехристианская архитектура других регионов.

Признанная вершина архитектурного искусства Византийской Империи, «мудрое сферическое здание» по Осипу Мандельштаму и новое слово в мировом искусстве и в самом миропонимании своего времени - всё это - Айя София.

1-khram-vnutri.jpg


Строительство Собора совершалось в 532-537 гг. при византийском императоре Юстиниане Первом. ля руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тарлльского. 

Angel_shows_a_model_of_Hagia_Sofia_to_Justinian_in_a_vision.png


Как и положено в искусстве, особенно в церковном искусстве, формы и символы творения рук человеческих являются трансляторами определённых идей и смыслов. В данном случае, мы говорим о смыслах богословских. На лекции были рассмотрены разные виды собора, его архитектурные, инженерные и планы и отдельные фрагменты Софии. 


Sofiya.jpg


IMG_0595.JPG



   Ощущение, пронизывающее весь Собор - это чрезвычайная лёгкость, и это при столь великом масштабе и основательности сооружения. План купола был очень сложным, скрытые арочные констуркции дают возможность "парусу" купола как бы парить в невесомости. Восприятие человека, входившего в великолепие храма Святой Софии подвергалось великому изумлению. Знания человека о пространстве, о тиктонике оказывались нарушенными. Собор как будто невозможен в реальности земных законов. Такого эффекта сознательно добивались его создатели. Нужно понимать, что храм, в каком-то смысле, явился утверждением славы Божьей, истины христианства. Превзошедший славу Храма Соломона в Иерусалиме и преодолевший громоздкий и холодный монументализм античной Греции, Собор Софии явил неземную красоту и силу Православия и ознаменовал расцвет той богословской мысли и, следовательно, культуры, что положил Своим Пришествием и Воскресением, ожидаемый древним миром, Мессия - Господь Иисус Христос. К сожалению, сейчас христианские мозаики и фрески собора во многом утрачены...


15553313.jpg



  Невероятная, нереальная лёгкость и светоносность храма, достигаемая с помощью специального расположения окон, обрамления поверхностей стен золотом и т.д.,как бы провозглашают снисхождение неба на землю. Храм становится пространством , в котором воспроизводится и обитает небесный мир. И символически - в образах, и сакрально - в богослужении Церкви.

Христос - есть Свет Жизни, предвечный и единственный Истинный Свет. Передача этого смысла достигается в архитектуре следующим образом - подкупольное кольцо из окон с максимально узкими простенками между оконными отверстиями создаёт пространство под массивом купола, которое воспринимается, как полоса воздуха и света. По узким делениям, сходящимся к центру, как каркас зонта, свет от окон, по поверхности потолка , достигает этой самой сердцевины купола, где традиционно изображается Христос. Так, свет воспринимается, как бы исходящим от Самого Христа. 


img_1424.jpg



Максимально воздушные и прозрачные стены Софии, со множеством частых окон, как бы прозрачные, несуществующие стены, пронизанные светом, являются прообразом будущих готических храмов и замков с их витражами в более позднем христианском архитектурном искусстве.

В деталях храма также применяется совершенно новый подход, например, даже античные колонны и капители утрачивают свои прежние свойства. Монументальность, определённая фактурность и четкий канон античных колонн заменяется новыми, вольными художественными решениями. Тело колонны лишается своих вертикалей, а верхняя часть принимает причудливые и невиданные формы - лозы, цветочной композиции. Каждый предмет архитектурного пространства служит новым религиозным смыслам, теряя свои прежние, традиционные свойства.

Особого внимания заслуживают прекрасные мозаики на стенах собора, которые, к сожалению, сохранись не полностью.

0_124c78_cfa38638_-1-XXXL.jpg 0_aa65e_e930aeac_orig.jpg



  В мастерской "Мерная икона" иконописцы создают произведения в византийском стиле, опираясь на образцы искусства Византийской Империи. Безусловно, основы христианского искусства, заложенные в Византийской Империи,  оказали фундаментальное влияние на все последующие течения церковного искусства.

Храм святой Софии Константинопольской - свидетель расцвета и падения Византийской Империи, символ победы христианства над древним язычеством надежды христиан всего мира на восстановление церковной и исторической справедливости в преддверии Страшного Второго Пришествия Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.


Возврат к списку

Мы в социальных
сетях


Заказать икону

Реставрация икон

О мастерской

Галерея наших работ

Об иконе

Икона в подарок

Фото и видео материалы

Акции и подарки
Заказать звонок
Ваше имя
Ваш телефон*
Примечание
Подтверждаю свое согласие
на обработку персональных данных*
Защита от автоматического заполнения
 
Введите символы с картинки*
 

* - обязательные поля