05.10.2017
Сотрудники мастерской "Мерная икона" посетили вторую лекцию из цикла «Искусство Византии»: «Небо на земле. София Константинопольская и поиски идеального храма в ранневизантийский период» в Музее Русской Иконы.
Лекцию представил А.С. Петров - кандидат искусствоведения, эксперт по культурным ценностям.
Главным предметом обсуждения стал, непосредственно, храм Святой Софии Константинопольской (г.Стамбул), а также раннехристианская архитектура других регионов.
Признанная вершина архитектурного искусства Византийской Империи, «мудрое сферическое здание» по Осипу Мандельштаму и новое слово в мировом искусстве и в самом миропонимании своего времени - всё это - Айя София.
Строительство Собора совершалось в 532-537 гг. при византийском императоре Юстиниане Первом. ля руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тарлльского.
Ощущение, пронизывающее весь Собор - это чрезвычайная лёгкость, и это при столь великом масштабе и основательности сооружения. План купола был очень сложным, скрытые арочные констуркции дают возможность "парусу" купола как бы парить в невесомости. Восприятие человека, входившего в великолепие храма Святой Софии подвергалось великому изумлению. Знания человека о пространстве, о тиктонике оказывались нарушенными. Собор как будто невозможен в реальности земных законов. Такого эффекта сознательно добивались его создатели. Нужно понимать, что храм, в каком-то смысле, явился утверждением славы Божьей, истины христианства. Превзошедший славу Храма Соломона в Иерусалиме и преодолевший громоздкий и холодный монументализм античной Греции, Собор Софии явил неземную красоту и силу Православия и ознаменовал расцвет той богословской мысли и, следовательно, культуры, что положил Своим Пришествием и Воскресением, ожидаемый древним миром, Мессия - Господь Иисус Христос. К сожалению, сейчас христианские мозаики и фрески собора во многом утрачены...
Невероятная, нереальная лёгкость и светоносность храма, достигаемая с помощью специального расположения окон, обрамления поверхностей стен золотом и т.д.,как бы провозглашают снисхождение неба на землю. Храм становится пространством , в котором воспроизводится и обитает небесный мир. И символически - в образах, и сакрально - в богослужении Церкви.
Христос - есть Свет Жизни, предвечный и единственный Истинный Свет. Передача этого смысла достигается в архитектуре следующим образом - подкупольное кольцо из окон с максимально узкими простенками между оконными отверстиями создаёт пространство под массивом купола, которое воспринимается, как полоса воздуха и света. По узким делениям, сходящимся к центру, как каркас зонта, свет от окон, по поверхности потолка , достигает этой самой сердцевины купола, где традиционно изображается Христос. Так, свет воспринимается, как бы исходящим от Самого Христа.
Максимально воздушные и прозрачные стены Софии, со множеством частых окон, как бы прозрачные, несуществующие стены, пронизанные светом, являются прообразом будущих готических храмов и замков с их витражами в более позднем христианском архитектурном искусстве.
В деталях храма также применяется совершенно новый подход, например, даже античные колонны и капители утрачивают свои прежние свойства. Монументальность, определённая фактурность и четкий канон античных колонн заменяется новыми, вольными художественными решениями. Тело колонны лишается своих вертикалей, а верхняя часть принимает причудливые и невиданные формы - лозы, цветочной композиции. Каждый предмет архитектурного пространства служит новым религиозным смыслам, теряя свои прежние, традиционные свойства.
Особого внимания заслуживают прекрасные мозаики на стенах собора, которые, к сожалению, сохранись не полностью.
В мастерской "Мерная икона" иконописцы создают произведения в византийском стиле, опираясь на образцы искусства Византийской Империи. Безусловно, основы христианского искусства, заложенные в Византийской Империи, оказали фундаментальное влияние на все последующие течения церковного искусства.
Храм святой Софии Константинопольской - свидетель расцвета и падения Византийской Империи, символ победы христианства над древним язычеством надежды христиан всего мира на восстановление церковной и исторической справедливости в преддверии Страшного Второго Пришествия Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.
Лекцию представил А.С. Петров - кандидат искусствоведения, эксперт по культурным ценностям.
Главным предметом обсуждения стал, непосредственно, храм Святой Софии Константинопольской (г.Стамбул), а также раннехристианская архитектура других регионов.
Признанная вершина архитектурного искусства Византийской Империи, «мудрое сферическое здание» по Осипу Мандельштаму и новое слово в мировом искусстве и в самом миропонимании своего времени - всё это - Айя София.
Строительство Собора совершалось в 532-537 гг. при византийском императоре Юстиниане Первом. ля руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тарлльского.
Как и положено в искусстве, особенно в церковном искусстве, формы и символы творения рук человеческих являются трансляторами определённых идей и смыслов. В данном случае, мы говорим о смыслах богословских. На лекции были рассмотрены разные виды собора, его архитектурные, инженерные и планы и отдельные фрагменты Софии.
Ощущение, пронизывающее весь Собор - это чрезвычайная лёгкость, и это при столь великом масштабе и основательности сооружения. План купола был очень сложным, скрытые арочные констуркции дают возможность "парусу" купола как бы парить в невесомости. Восприятие человека, входившего в великолепие храма Святой Софии подвергалось великому изумлению. Знания человека о пространстве, о тиктонике оказывались нарушенными. Собор как будто невозможен в реальности земных законов. Такого эффекта сознательно добивались его создатели. Нужно понимать, что храм, в каком-то смысле, явился утверждением славы Божьей, истины христианства. Превзошедший славу Храма Соломона в Иерусалиме и преодолевший громоздкий и холодный монументализм античной Греции, Собор Софии явил неземную красоту и силу Православия и ознаменовал расцвет той богословской мысли и, следовательно, культуры, что положил Своим Пришествием и Воскресением, ожидаемый древним миром, Мессия - Господь Иисус Христос. К сожалению, сейчас христианские мозаики и фрески собора во многом утрачены...
Невероятная, нереальная лёгкость и светоносность храма, достигаемая с помощью специального расположения окон, обрамления поверхностей стен золотом и т.д.,как бы провозглашают снисхождение неба на землю. Храм становится пространством , в котором воспроизводится и обитает небесный мир. И символически - в образах, и сакрально - в богослужении Церкви.
Христос - есть Свет Жизни, предвечный и единственный Истинный Свет. Передача этого смысла достигается в архитектуре следующим образом - подкупольное кольцо из окон с максимально узкими простенками между оконными отверстиями создаёт пространство под массивом купола, которое воспринимается, как полоса воздуха и света. По узким делениям, сходящимся к центру, как каркас зонта, свет от окон, по поверхности потолка , достигает этой самой сердцевины купола, где традиционно изображается Христос. Так, свет воспринимается, как бы исходящим от Самого Христа.
Максимально воздушные и прозрачные стены Софии, со множеством частых окон, как бы прозрачные, несуществующие стены, пронизанные светом, являются прообразом будущих готических храмов и замков с их витражами в более позднем христианском архитектурном искусстве.
В деталях храма также применяется совершенно новый подход, например, даже античные колонны и капители утрачивают свои прежние свойства. Монументальность, определённая фактурность и четкий канон античных колонн заменяется новыми, вольными художественными решениями. Тело колонны лишается своих вертикалей, а верхняя часть принимает причудливые и невиданные формы - лозы, цветочной композиции. Каждый предмет архитектурного пространства служит новым религиозным смыслам, теряя свои прежние, традиционные свойства.
Особого внимания заслуживают прекрасные мозаики на стенах собора, которые, к сожалению, сохранись не полностью.
В мастерской "Мерная икона" иконописцы создают произведения в византийском стиле, опираясь на образцы искусства Византийской Империи. Безусловно, основы христианского искусства, заложенные в Византийской Империи, оказали фундаментальное влияние на все последующие течения церковного искусства.
Храм святой Софии Константинопольской - свидетель расцвета и падения Византийской Империи, символ победы христианства над древним язычеством надежды христиан всего мира на восстановление церковной и исторической справедливости в преддверии Страшного Второго Пришествия Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.
Мы в социальных
сетях