Рождество Христово
В день Рождества Христова Церковь воспоминает такое важное событие – Боговоплощение. Сам Бог в этот день родился как простой смертный человек, соединив в Себе две природы – божественную и человеческую, чтобы спасти всех нас от первородного греха и дать возможность соединиться с Ним, приобщиться к вечной жизни. Вечный Бог спустился к нам, появившись перед людьми не в богатом дворце, а в простом бедном хлеву, рядом с животными, проявив величайшее смирение и кротость.
Иконография праздника
На иконе Рождества Христова в центре композиции обычно изображается Младенец Иисус в яслях и рядом с Ним – Богоматерь на одре. В ясли заглядывают вол и осел как иллюстрация исполнения пророчества Исайи: «Вол знает владетеля своего и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис. 1:3). Эти слова толкуют как символ двух народов: вол – иудеев, рожденных в законе, осел – язычников, принявших веру во Христа и отрекшихся от поклонения идолам. В верхней части иконы – Вифлеемская звезда, которая привела к Иисусу волхвов, и ангелы, возвестившие эту новость пастухам. Звезда указывает лучом на главное чудо – воплотившегося Бога, повитого пеленами в яслях. Пастухи и волхвы с дарами – золотом, ладаном и смирной находятся по сторонам от пещеры с Младенцем. Внизу иконы часто изображается сюжет с омовением Младенца, а также сюжет с Иосифом Обручником. В ранней иконографии он изображался рядом с яслями и Богоматерью, позже был вынесен в отдельный сюжет в связи с его сомнениями в Боговоплощении после Благовещения Пресвятой Богородицы. Сомнения Иосифа в иконах Рождества аллегорически изображаются в виде фигуры старца в козлиных шкурах перед ним. В предании говорится об аргументе диавола в искушении Иосифа: «Как из этой сухой палки не может быть листвы, так и у Девы не может быть потомства.» При этих словах палка в его руках процвела. Это чудо имеет важное значение для всех нас, показывая истину Боговоплощения, что и отражается в иконографии. На ранних изображениях Рождества Богоматерь сидит рядом с яслями с лежащим в них Богомладенцем как знак того, что Дева Мария не нуждалась в отдыхе после безболезненного рождения Христа. А также в ранней иконографии часто встречается сюжет с женщиной Саломеей, усомнившейся в чистоте Богоматери. Рука, которой повитуха дотронулась до Пресвятой Девы с намерением это проверить, усохла и исцеление Саломея получила только приняв свою неправоту и прикоснувшись ко Спасителю.
Позже такая развернутая иконография часто стала заменяться крупным изображением пещеры с Младенцем, Богородицей, Иосифом, пастухами и волхвами. Это более характерно для западной иконографии, но вошло и в восточные Церкви.
В нашей мастерской вы можете заказать икону Рождества Христова, выполненную лучшими мастерами по канонам Церкви.
Мы в социальных
сетях