В Иконописной Мастерской Мерная икона была написана храмовая икона «Христос во Гробе», это список с иконы, которая находится в Серапионовой палатке Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавре.
Также, как и к Лаврскому первоисточнику, к иконе, написанной в нашей мастерской, прикреплены камни с горы Синай и Голгофы, а также камень от гроба Господня.
Манера живописи иконы, с которой наши иконописцы сделали копию, находится в русле исканий академических художников, и может быть датирована последней третью XIX столетия. Мастерство художника, создавшего изначальный образ, говорит о его высоком духовном и профессиональном уровне. Возможно, эта икона была создана русским мастером в Палестине или в России с включением привезенной из Святой Земли реликвии. Время написания первоисточника можно отнести к последней трети XIX века.
Смысл композиции иконы, безусловно, имеет важное литургическое назначение. На ней изображён Спаситель после распятия, но ещё до Воскресения. Тропарь, написанный на иконе: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный», говорит нам о том, что событие изображённое средствами иконописи на святом образе относится к богослужениям, которые начинаются в Великую Пятницу и завершаются на Пасху Христову.
Прототип иконы, с которой наши мастера сделали список, относится к греческому образу, который называется Akra Tapeinosis, а в славянской традиции – Уныние или Смирение Нашего Господа.
Важнейшей составляющей византийской иконописной традиции было стремление к соединению современности и вечности. События Святой Пасхи для восточных христиан, не воспоминание о Воскресении Господа, а непосредственное участие в этом событии. Мы проживаем страстную седмицу вместе с Господом, его Матерью, принявшими Его людьми и Апостолами. Камни со Святой земли, прикреплённые к святому образу, дают нам возможность благоговейно прикоснуться к «прямым свидетелям» главного события человеческой истории.
Важнейшей причиной развития в иконографии Византии темы Akra Tapeinosis, вероятнее всего было стремление повторить и воссоздать их в сакральном пространстве всех константинопольских храмов, в первую очередь, Св. Софии, где эта икона зафиксирована в исторических источниках, как праздничная икона богослужений начинающихся в Великую Пятницу.
Можно заключить, что распространённые на Руси святые образы которые мы называем «Не рыдай мене Мати» и «Христос во гробе» стали прямым следствием включение в богослужебную практику храма во Влахерне, а затем распространение этой традиции в Византии и странах восточно-христианского культурного ареала, поклонения Плащанице Господа нашего Иисуса Христа. О том, что на Руси икона ассоциировалась с этой реликвией свидетельствует Максим Грек, называвший ее «нерукотворенным образом Спасова схождени».
Дорогие братья и сестры! В нашей мастерской Вы можете заказать напрестольную икону для Вашего храма, а также икону для иконостаса Дома Божьего, который и для Вас стал родным и близким.
Одновременно с написанием иконы, мы снабдим Вас информацией о ее происхождении, времени включения ее в богослужебную практику (если это произошло), поможем подобрать образ для копирования или напишем новый в манере иконописной школы, которая Вам ближе по внутреннему миру.
Мы в социальных
сетях