Икона «Парсуна»
Икона с первого своего появления, а по преданию это был запечатленный рукой апостола Луки образ Самой Пречистой Девы Марии – есть запечатление красоты несказанной, высокодуховной, небесной, совершенной.Считается, что на Руси до 17 века не было иной иконописной живописи.
17 век на русской земле ознаменовался «диалогом времен» - старого и нового.
Именно тогда закончилось единое течение в развитии древнерусской живописи.
Художники 17 века решаются на переоценку древнерусской живописи, стремятся писать образ, каков он есть - «как в жизни». В технике иконописи лишком подчеркивается телесная объемность персонажей иконы. Иконописцы искренне верят, что можно соединить иконописный канон с элементами реализма.
Результатом этих творческих исканий стало появление иконы парсуны, а позднее - портретной живописи.
Парсуна происходит от слова «персона». Это уже не икона в классическом понимании, а портрет, но выполненный в технике иконописи.
Первые парсуны появляются в первой половине 17 века.
Правда, надо отметить, что истоки русской портретной живописи гораздо древнее. Так, в храме св. Софии в Киеве еще в 12 веке были созданы первые парсуны – изображение Ярослава Мудрого и членов его семьи, а в «Изборнике Святослава» 1073 года была миниатюра с изображением Святослава Ярославовича.
Поначалу парсуны не получают широкого распространения. Они пишутся на заказ. Художник изображает внешность портретируемого в соответствии с его социальным статусом. Благодаря написанным парсунам до нас дошли портреты царя Ивана Грозного, князя М.В.Скопино-Шуйского, царя Феодора Ивановича.
В чем отличие парсуны от иконы? Точное определение сути парсуны дал известный искусствовед Лев Лифшиц - «..человек на парсуне, как и иконописный образ, находится вне потока времени, не принадлежит себе, но в отличие от иконы лицо его обращено не к Богу, а к реальности». Можно сказать, что суть канона парсуны – вечность, вневременность изображения, и в этом сходство с иконописной живописью.
И, пожалуй, главное отличие парсуны от иконы заключается в том, что икона есть запечатленный образ живой святости. Святость персонажа иконы явлена в подвиге, который святой совершил ради Христа. А на парсуне изображался живой человек еще на своем пути к подвигу святости.
Парсуна писалась на деревянной основе. Заменившая парсуну в 18 веке светская портретная живопись выполнялась на холсте масляными красками. Она уступала иконописной традиции в глубине и сакральности образов, но поражала техникой живописи и психологической глубиной. В наш современный сверхтехнологичный век вновь возрастает интерес к иконописной и портретной живописи.
Иконописная мастерская «Мерная икона» принимает заказы на написание икон в различных стилях. У нас можно заказать иконы ко Дню крещения, на Венчание, просто в подарок своим родным и друзьям.
Мы в социальных
сетях