Житийная икона
Житийной принято называть икону, которая состоит из нескольких изображений и включает также житийные сюжеты. В центре иконного пространства располагают изображение святого, а вокруг средника размещают композиции, иллюстрирующие события жизни святого, т.е. его житие, деяния, чудеса. Точно нет сведений, когда появились первые житийные иконы. Предшествовали их появлению изображения житийных композиций на книжных миниатюрах и в храмовой живописи. Святые отцы христианства оставили в своих трудах упоминания об иконах с событиями Житий святых. Так в «Похвальном слове» св. вмч. Феодору святителя Григория Нисского говорится, что на иконе изображены «…доблестные подвиги мученика, искусством красок излагается рассказ о подвиге».В иконописи известны разные принципы расположения житийных сцен. Традиционно в византийской школе на житийных иконах расположение и чтение сюжетов в клеймах, размещенных вокруг средника с образом святого, начинается с левого верхнего клейма, продолжается по верхнему полю, далее изображается попеременно слева направо на полях и заканчивается клеймом в правом нижнем углу. Иногда последовательность изображения нарушалась. В таком случае «прочитать изображение» и понять причины отступления от канона помогают тексты. Главным литературным источником для сюжетов житийной иконы были различные версии житий святых, зачастую, помимо канонических текстов прибегали к апокрифическим источникам. Обязательным элементом иконы было написание имени святого и надписи с поясняющим текстом на каждом сюжетном клейме.
Одной из самых древнейших житийных икон является Кипрская икона, довольно больших размеров (106см на 62 см), св.вмч. Марины в Никоссии.
Большой интерес к житийной иконе был в Древней Руси. Такие иконы особо отличались богатством идей, разнообразием изобразительного искусства и по праву считаются историческим достоянием национальной культуры.
Многие историки искусства считают, что житийные иконы на Руси появились уже в «домонгольский» период. Самое раннее сохранившееся изображение эпизодов из житий святых есть в росписи 4 приделов Софийского Собора в Киеве (приблизительно середина ХI века), описывающее Житие Богоматери, сцены из житий святых апостолов Петра и Павла, вмч. Георгия Победоносца.
Известны древние русские житийные иконы с клеймами святых Бориса и Глеба, икона Пророка Илии в пустыне с житием и Деисусом, вторая половина 13 века, икона св. Николая Чудотворца с житием 14 века.
Сохранились житийные иконы в сельских храмах Руси, в коллекциях собирателей икон, в музеях.
По составу сюжетов клейм русские житийные иконы отличаются от византийских памятников.
Мировую известность получило новгородское житийное письмо «Евангельские сцены» из церкви Бориса и Глеба в Плотниках. Считается, что это единственная икона, которая не имеет средника, редкий сохранившийся пример «ленточного» изложения евангельских сюжетов. В творениях св. Дионисия прославляются деяния русских святых, что находит свое воплощение в ряде житийных образов, выполненных для Успенского Собора Московского Кремля и русских монастырей.
Вторая половина 16 века дарит миру новый взгляд на житийную икону, доминирует ее просветительская роль. На иконе появляется большее количество клейм, получают распространение развернутые изображения житий святых. Если не сохранялось подробного жития святого, то на клеймах запечатлевали события детства.
Современные иконописцы по-прежнему часто обращаются к житийным иконам, следуя старинным традициям написания образов святых с житиями.
Сегодня, наверное, в каждой иконописной мастерской можно встретить житийную икону, которую мастера делают на заказ или выставляют на продажу. Мастерские, имея свой штат иконописцев, осуществляют свои просветительские программы, организуют выставки икон, в том числе, выставки-продажи икон.
Иконописная мастерская «Мерная икона» принимает заказы на написание как обычных икон, так и житийных. В продаже имеются готовые иконы – прекрасный подарок к церковным и семейным праздникам.
Мы в социальных
сетях