Живописные иконы
Для Востока (Палестины, Сирии, Египта), где появляются первые иконы, традиционной считалась темперная живопись, при которой надежной основой было проклеенное дерево (доска) с паволокой и меловым грунтом. Такие иконы сохранялись не одно столетие. Надо отметить при этом, что одной и древнейших техник написания икон была техника восковой живописи (энкаустика). Техника масляной живописи была изобретена намного позже и постепенно темперная живопись уступает место масляной.При написании иконы масляными красками в грунт добавляли олифу ли растительные масла. В древности растительное масло для написания икон мастера выдерживали в медном сосуде.
Считается, что масляная живопись пришла в иконопись во второй половине 17 века. Первая масляная живопись сочетает в себе элементы темперной живописи. Это комбинированная живопись называлась еще «фряжской манерой». Основная идея новой техники в иконописи – создать такую форму, которая выглядела бы объемно, благодаря этому – вся икона выглядела реалистично. Для дошедших до нашего времени первых икон, выполненных в технике масляной живописи, характерен золотой фон, золотом прописанные каймы, золотые нимбы святых. Меловый грунт, или левкас, являлся основой в работе иконописца над иконой. Работа проходила в несколько этапов. Начиналась с рисования углем, после прочерчивания к работе приступал чеканщик. Чаще всего затем чеканный орнамент расписывался лаковыми красками разных цветовых гамм. Тот мастер, который писал фигуру святого, его принято было называть «доличник», расписывал фигуру, как бы раскрывал ее, используя различные красочные тона. Процесс этот весьма и весьма сложный, трудоемкий. «Доличное» письмо заканчивалось расписыванием одежд. Это делалось таким способом, что роспись походила на богатую золотую ткань.
Доличное письмо заканчивалось и затем мастер - личник, т.е., мастер писавший лик, прописывал масляными красками, как бы с натуры, в реалистичной манере, лик, а также десницы святого. Вначале накладывались тени света, затем полутона. Лик писался в четыре приема. Были такие термины, которые отражали суть процесса – «подмалевка», «перемалевка», «заканчивание», сейчас некоторые мастера тоже прибегают к ним. Работа тщательно просушивалась на каждом этапе. Последний шаг – отделка главы святого яичными красками. Для этого сначала главу и десницы изображаемого святого хорошо протирали луковым соком, этот прием скреплял масляные краски с яичными очень прочно. Масляный лак накладывался двумя слоями в завершении работы.
Существует еще один вид масляной живописи – 2-й тип фряжского письма. Он отличался одной особенностью - иконы выполнялись на голубых, небесных оттенков, фонах. Икону украшали богатые сюжетами реалистические пейзажи, связанные с житиями тех святых, чьи изображения были на иконах. Украшением были золоченные нимбы и тонкие чеканные каймы, похожие на позолоченную вязь. Конечно, такие иконы притягивали своим великолепием, реализмом видимого, одновременно, сакральной мягкостью и нежностью цветовых гамм.
Все живописные иконы, живописные иконы маслом или академические иконы, как их принято называть в современной иконописи, отличает особая выразительность, реалистичность, эмоциональность передачи изображаемых образов. Красивые живописные иконы во всей своей художественной яркости – это, определенно, и подлинные шедевры иконописного искусства.
Интересно, что при реставрации старинных храмов используют именно технику масляной иконописи, что позволяет подчеркнуть историческую достоверность художественной копии.
Бесспорно, это достигается благодаря и таланту иконописца, и самой технике иконописания масляными красками.
Иконописцы мастерской «Мерная икона» уже более 10 лет пишут на заказ иконы в технике масляной живописи, или академическом стиле.
Заказать такие иконы можно в офисе мастерской, расположенном в центре Москвы по адресу: ул.Б.Серпуховская, д.24, территория храма Вознесения Господня.
В эти праздничные дни желаем всем вам, дорогие друзья, все преобразующей собой Пасхальной радости о воскресшем Христе, Господе нашем!
Мы в социальных
сетях